Правительство выделило субсидии на железнодорожный транзит контейнеров — по оценке ОАО РЖД, ее получатели смогут осуществить перевозку «фактически бесплатно». В 2020 году планируется просубсидировать перевозки 7,5 тыс. TEU. Притом что субсидия на контейнер соответствует ранее обсуждавшейся величине, совокупный объем средств, выделенных на нее (не более 300 млн руб.), заметно уступает анонсированному в мае 1 млрд руб. Впрочем, участники рынка отмечают, что субсидироваться будет только транзит из тихоокеанских портов РФ и в их направлении, и на этих маршрутах 7,5 тыс. TEU — неплохой объем для роста.
Правительство 21 августа утвердило правила субсидирования железнодорожного контейнерного транзита, о чем сообщило 26 августа на официальном сайте. Согласно правилам, ОАО РЖД получит компенсацию выпадающих доходов от предоставления скидки на транзитную перевозку контейнеров в направлении Восток—Запад в объеме 38,85 тыс. руб. и Запад—Восток в объеме 25,9 тыс. руб. за двадцатифутовый контейнер в 2020 году. На контейнеры другой мерности также предоставляются пропорциональные скидки (1942,65 руб. на условный фут Восток—Запад и 1295,1 руб.— Запад—Восток).
Необходимость субсидировать железнодорожную перевозку контейнеров, дабы сблизить условия перевозки с сухопутными маршрутами по территории сопредельных стран и улучшить положение транзита по России относительно перевозок deep sea, обсуждали 7 мая на совещании у президента по развитию транспортной отрасли (см. “Ъ” от 8 мая). Тогда глава группы «Дело» Сергей Шишкарев говорил, что необходима субсидия в объеме $900, или 70 тыс. руб., на 40-футовый контейнер, что принесет доход в $2,5–3 тыс. на штуку и позволит увеличить транзит по РФ на 200–250 тыс. контейнеров уже в 2020 году. Владимир Путин с этим согласился. А глава Минтранса Евгений Дитрих говорил, что в 2020 году нужно выделить на эти цели 1 млрд руб., которые Минтранс с Минфином изыщут в средствах, выделенных на реализацию нацпроектов.
Там добавляют, что тарифы на контейнерные перевозки носят стимулирующий характер, что позволяет наращивать объемы перевозки высокими темпами. «В транзитном сообщении по основным транспортным коридорам тарифы установлены на минимально возможном уровне, скидка достигает 64%,— сообщают в монополии.— Специальные тарифы на транзит контейнеров не менялись с 2011 года».
Выделенная правительством субсидия в пересчете на контейнер соответствует запрошенной (77,7 тыс. руб. на 40-футовый контейнер). Однако в общей сложности субсидия распространится лишь на 7,5 тыс. TEU в 2020 году, сообщает правительство, что даже по самой верхней оценке субсидии дает сумму лишь в 300 млн руб. Почему суммарная субсидия так сильно сокращена, в Минтрансе и Минфине “Ъ” не пояснили. В Минтрансе уточнили, что пока речь идет о субсидировании только в 2020 году.
Впрочем, источник “Ъ” на рынке обращает внимание на то, что, согласно документу, субсидирование распространяется исключительно на маршруты от припортовых станций на Тихом океане до припортовых станций на Балтике, Азовском и Черном морях, а также южных и западных сухопутных погранпереходов и обратно. По словам собеседника “Ъ”, там очень небольшие объемы, и 7,5 тыс. TEU — солидный задел для роста.
В ГК «Дело» “Ъ” сообщили, что рады принятию решения о субсидировании по итогам выступления господина Шишкарева на совещании. «Мы надеемся, что механизм субсидирования будет прозрачным для всех участников рынка, а итоговые суммы не только в этом году, но и в последующем позволят сделать из этой субсидии реальный механизм стимулирования контейнерного транзита через территорию России»,— сказали в компании.
В FESCO поддерживают эту меру. «Она позволит в том числе за счет роста транзитных перевозок через территорию России преодолеть негативные последствия, связанные с пандемией коронавируса, которые отражаются на снижении нагрузки на сети ОАО РЖД»,— говорят в компании. Там напоминают, что с 2019 года активно развивают транзитные перевозки по интермодальному маршруту через Владивостокский морской торговый порт (входит в FESCO), за это время ставки на перевозку были снижены до минимума. «Но, несмотря на это, сквозная ставка на этом маршруте до настоящего времени не являлась конкурентоспособной для переключения основной части грузопотока, идущего по маршруту через Суэцкий канал в обход России, на территорию нашей страны»,— отмечают в FESCO. Размер субсидий, говорят там, покрывает именно ту дельту, из-за которой клиенты из Кореи и Японии раньше выбирали альтернативные маршруты, в том числе через Суэцкий канал, поэтому компания видит большой потенциал переключения транзитных грузов из Азии на территорию России при субсидировании таких перевозок.